Евгений Плесовских. Живопись, графика

 

Рефлексия художника на пути создания произведения процесс неуправляемый. То есть, конечный результат, в отличие от первоначального замысла может быть наделен совершенно неожиданным смыслом. Конец ХХ века оказался, среди прочего, периодом возвращения к сакральному искусству в разных смыслах этого слова. Пишутся иконы и религиозные картины в некультового назначения, и в большом количестве выходят на авансцену произведения, в которых нам напоминают о "другой реальности" и духовных силах, пронизывающих жизнь людей – для одних неприметно, для других знаменательно.

 

Спиритуалистическое начало обусловило программный антиисторизм творчества Евгения Плесовских. История для художника не взаимосвязано развивающиеся процессы, а некий фантом, сжатый до предела сгусток событий и явлений, которые не чередуются во времени, а присутствуют, взаимодействуя параллельно. Художник сосредотачивает свое внимание на пороговом смысле, где соединяются реальное и ирреальное, а объекты наполнены тайной, трудно разгадываемой жизнью. Он стремится заглянуть за "кулисы" обыденного сознания, натура используется им для выражения непосредственного единения с сутью мистических переживаний.

 

Долгие годы Евгений Плесовских проживал на Алтае, где и родился в 1961 году. Само пространство этой местности обладает особой энергосферой, вольно или невольно направляя чувства автора в глубь иных сфер истории человечества. Несомненно, эти корни придают искусству художника характерную окраску.   

 

Мозаичность большинства работ художника, их многоцветность и многофигурность, тяготение к большим формам, могут многое сказать о темпераменте автора, кажущегося, на первый взгляд, спокойным и флегматичным.

 

Некоторые работы Евгения Плесовских кажутся незавершенными, их персонажи лишены индивидуальных черт, они, как бы, приходят ниоткуда и уходят в никуда.

 

Громче всего звучат идеи художника в картинах-мистериях. Эти многосложные живописные объекты, несмотря на наполненность персонажами и (хаотически) пересекающимися действиями, очень далеки от конкретной сюжетики.

 

"Жизнь есть театр" – этим шекспировским постулатом можно обозначить характер и содержание целой серии работ автора. Глубокий смысл приобретает в глазах художника итальянский театр – с его главными героями Пьеро и Арлекином, изображение некоего театрального зала с загадочным ритуалом: Папа Римский в красном одеянии эпохи Возрождения, мелькающее домино Арлекина, масса других персонажей, случайно встретившихся на перекрестке истории. Реальных границ в работах мастера не существует, они как бы раздвинуты и ориентированы на запредельное пространство, это принцип композиционного построения автора, с использованием крупных планов и наплывов. Герои Евгения Плесовского хотят вырваться на волю из тесноты обрамления. Пространство картин он видит условно, несколькими планами, сближенными между собой. В сжатое пространство Плесовских помещает тела, которым тесно в мире. Конфликт пространства и мощного объема создает драматическое напряжение. Его интерес к сильно вытянутым формам холстов усиливает ощущение сдавленности пространства. Тематические, композиционные, пространственные, цветовые поиски автора предельно духовны.

 

Исходной точкой для художника является натура, изображенная "вполне реально" и по ней настраивается воображение и художника, и зрителя. Синтез и фантастического, и реального заключен в его лучших работах. Но автор не является рабом натуры, а извлекает из нее незримое волшебство. "Фантастический реализм" делает творчество Евгения Плесовских близким произведениям Гофмана, Врубеля, Гоголя. Оно полно наблюдательной фантазии и увлекает в вечное странствие по природе, зовет пристальнее оглядываться в структуру окружающих форм. Щедрость природы и ее эстетического осознания ведут к нескончаемому пути познания.

 

Художник мастерски владеет такой техникой, как пуантилизм, то есть писание точками. Пуантилизм сродни мозаикам или цветному конфетти на карнавалах Венеции.  Это прием, который интригует и завораживает, порождая красочные видения, возникающие, как цветной вихрь в воздухе. нередко художнику приходится использовать для подобной живописи в качестве основы темный фон, а иногда прибегать, чтобы усилить условность изображения, к золоту и серебру.

  

В настоящее время художник живет и работает в городе Подольске, его работы находятся во многих музейных, корпоративных и частных коллекциях России, Ближнего Востока, Европы и Соединённых Штатах Америки.