Пуховский Виктор Николаевич. Живописные полотна.

Вы открыли дверь в Выставочный зал и оказались в просторном и одновременно уютном холле. И, будто приглашая к увлекательному путешествию, на Вас смотрят со стен живописные полотна. Невозможно повернуться и уйти!
 

Сразу несколько выставок Вам предложат посмотреть сотрудники этого гостеприимного дома, но сейчас мы остановимся на выставке одного художника, презентация выставки которого состоялась 2 июля 2009 года, это признанный живописец, график Виктор Николаевич Пуховский.

 

Виктор Николаевич окончил Абрамцевское художественно-промышленное училище и Московский полиграфический институт, прекрасно владеет мастерством скульптуры, но предпочтение отдает живописи и графике. Последние годы Виктор Николаевич помимо преподавательской деятельности, достаточно тесно сотрудничает с Московскими издательствами, иллюстрируя литературные произведения.

 

Виктор Николаевич Пуховский - член Союза художников России с 1993 года и многолетний участник различных отечественных и международных выставок. Его работы находятся в частных и музейных коллекциях не только нашей страны, но и за рубежом, а иллюстрации украшают десятки книг.

 

Почти весь второй этаж занимают работы этого художника, и мы начинаем их внимательно рассматривать.

 

"Зима на окраине" - ломаная геометрия линий выстраивает ритм, удерживая композицию рисунка - сдержанная, но очень выразительная живопись.

 

"Осенний сад" - свободный импрессионистический мазок широкой кистью, тонкие цветовые переходы, богатая красочная палитра.

 

"Заводь" - экспрессионистическая свобода изложения темы, чуть приглушенные, пастельные тона, схематичное изображение фигур, нарочитая упрощенность рисунка и композиционного построения.

 

Изображенные автором "Райские кущи" с огромными яблоками и прекрасными цветами подчеркивают внутреннее напряжение героев полотна.

 

В работе "Скворечники" доминирует цвет молодой зелени. Для любого художника воспроизвести на холсте этот цвет - одна из самых сложных задач. Контрастируя с ярко-синим небом, зелень леса оживает, дышит, наполняется воздухом и солнечным светом.

 

В портрете "Овация" девушка, тонкой рукой придерживая скрипку, обнимает букет цветов. Другая рука свободно опущена вдоль тела. При своей внешней простоте работа основана на утонченной, выверенной композиции и мастерской игре оттенков. Внутреннее пространство картины выглядит несколько уплощенным вследствие подчинения формы цвету.

 

При кажущейся монохромности нельзя не отметить тонкую изысканность цветовой гаммы. Серо-жемчужные тона делают работу легкой и подвижной.

 

Простое прямое длинное платье открывает лишь босые ступни ног, возле которых лежат упавшие цветы. Закрытые глаза скрипачки подчеркивают внутреннюю сосредоточенность и погружение в состояние упоения музыкой.

 

В работе "Голубая обнаженная" художник смотрит на свою модель сверху. Резкие ломаные линии покрывала заполняют почти весь передний план картины. Лежащая женщина кажется мертвенно-бледной в сумраке ночи, создавая ощущение полного покоя и неподвижности. Холодный голубой свет луны заполняет все пространство холста, но отчетливые широкие красочные мазки, создающие фон, ясно говорят о живом, теплом дыхании спящей женщины, давая возможность прикоснуться к тайне ее снов.

 

Этой работой автор делает явный посыл к "голубому периоду" Пикассо. Вообще, почти все работы Пуховского так или иначе обращаются к модернизму, будь то кубизм ("Веер") с четкой геометрией изображения, экспрессионизм ("Пасхальное утро") с броскими цветовыми контрастами, футуризм ("Красная голова") с пересечениями, сдвигами и наплывами форм и т.д.

 

Самостоятельно переработанные художником приемы различных модернистских течений являются средством для усиления декоративно-чувственного воздействия живописи.

 

Пуховский виртуозно владеет всем арсеналом технических приемов этих направлений и продемонстрировал это в своих работах. Он совмещает технику "сезанновского" корпусного мазка и яркую гамму примитивно-лубочного искусства.

 

Среди светлых и жизнерадостных картин Пуховского контрастно выделяется триптих "Люди-звери", "Сходка", "Малина". Красные, ничего не выражающие глаза, уродливые "брейгелевские" лица, точно подмеченные типажи и образы из реальной жизни.

 

"Балкон" - на переднем плане - цветы в горшках, огороженные балконной решеткой на фоне спокойного, холодного города. Художник показал маленький фрагмент теплого, уютного дома с цветущими ухоженными растениями, этот живой микромир четким контрастом враждебной городской среде, изображенной в виде призм, треугольников, диагоналей.

 

В своих работах художник смело и решительно использует открытый, чистый цвет ("Пасхальное утро"). Контраст желтого, синего, красного, зеленого создает ощущение пространства, наполненного воздухом и светом. А используя технику корпусного письма, автор передает форму, объем и осязаемость изображения ("Горы Ала-Тоо, освещенные солнцем").

 

Особых комментариев требует работа "Полдень", где автор изобразил усадьбу с прудом и женщиной, стоящей на берегу пруда.

 

Художник, будучи профессиональным скульптором, использовал прием скульптурного изображения персонажа, ритмически соединив его с реальной садовой скульптурой.

 

И, хотя, конечно, сильны в живописи Пуховского импрессионистические тенденции ("Бистро", "Деревня Тростянка"), художник отдает дань и современным направлениям постмодернизма. Натюрморт "Четверть" решен в гиперреалистической манере. Бутыль темно-зеленого стекла и ваза с фруктами на красно-оранжевом фоне нереально увеличены в размерах, максимально приближены к зрителю и будто бы "вываливаются" из рамы.

 

Художник делает предметы осязаемыми, возникает желание прикоснуться к ним. В натюрморте "Кактус" разглядеть собственно кактус можно только при внимательном рассматривании. На первый взгляд пространство этой картины кажется предельно наполненным формами.

 

Сведенные к геометрическим фигурам, осколочные, иногда почти абстрактные изображения предметов, перекрывающие друг друга, не создают ощущения хаоса, напротив, они выстроены в соответствии с продуманной живописной структурой. Почти то же самое можно сказать и о натюрморте "Света и тени".

 

Многочисленные и разнообразные противопоставления, цветовые контрасты, создают порядок, просчитанный до мельчайших деталей. Тщательно прописанные элементы обладают пространственной глубиной и четко интегрированы в основную плоскость изображения. Конструктивное использование формы, цвета и света отражают художественные принципы Пуховского.

 

Ну, вот, закончилось наше путешествие по увлекательному миру живописи.

 

Хотите продолжения?


Батурина Татьяна, искусствовед