Зеля Алексей Олегович. Волшебный мир стекла.

Алексей Олегович родился в 1944 году в интеллигентной московской семье, где всегда любили искусство и глубоко чтили науку, в особенности биологию. Он двигался, по обычной схеме: школа, армия, первые курсы биологического факультета Московскою университета, ибо живой мир природы был самой главной и устойчивой страстью Алексея с раннего детства. Но житейские обстоятельства, как, увы, часто бывает, помешали пойти по многообещающему пути ученого-биолога.

 

В 27 лет он впервые выдул из бесцветного стекла маленькую фигурку животного с точно переданной характерной повадкой. С нее началась целая анималистическая серия, пополняющаяся, по сей день: "Зимнее утро. Горностай" 1983, "Антарктида. Пингвины" 1984, "Большеухие африканские лисы" 1985. А.О.Зеля заканчивает Народный университет искусств и продолжает совершенствовать своё мастерство.

 

С овладением приемами стеклодувной техники приходит, и ощущение самоценности эстетических качеств прозрачного секла. Расширяется сюжетная палитра. Появляются воздушные искрящиеся натюрморты: "Белые хризантемы" 1982, "Кактусы" 1981, "Подснежники" 1985, "Цветущий пень" 1983, "Одуванчики" 1984. Воображение будоражит неисчерпаемое богатство и многоликость бытия природы.

 

На первой персональной выставке устроенной в 1988 году на Выставке Достижений Народного Хозяйства СССР творчество А. Зеля было отмечено золотой медалью ВДНХ. С тех пор прошло более 30 персональных выставок в городах России и Украины. В 1993 году Алексею Олеговичу Зеля было присвоено звание "народный художник России".

Человек с феноменальной зрительной памятью, золотыми руками умельца, пытливым умом естествоиспытателя и впечатлительной душой художника.

 

Создания А. Зеля принципиально антиутилитарны. Они выполняют одну функцию - декоративную в изначальном смысле. 0тноситедьное исключение, пожалуй, составляют выполненные в разные годы подсвечники и канделябры: "Свадебные", "Латгальский" 1982, "Рябинка" 1987.

 

Используя нетрадиционный для русского, да и мирового стеклоделия материал - кварцевое стекло, художник выработал свой особый стиль, поэтому его работы легко узнаваемы. Красота материала, его эстетические качества с особой выразительностью зазвучали в серии парусных кораблей. Созданные в разные годы, уникальные по сложности исполнения галеоны, фрегаты, флейты, подобные волшебным видениям - это отнюдь не модели, пожалуй, вершины умения мастера.

 

Многолетняя упорная работа позволила А. Зеля свободно пользоваться широчайшими диапазоном способов обработки кварцевого стекла, разработать свои приемы окраски и ирризации. Сложнейшая виртуозная техника поражает зрителя, но не является первоосновой его произведений. Главное в них узнаваемость, образность и эмоциональная насыщенность. Счастливое сочетание художника и мастера-виртуоза в одном лице позволило создать произведения, не имеющие аналогов во всем мире.