«Они из Подольска». Графика, живопись. Из частного собрания «KорАрт»

ОНИ

ИЗ

ПОДОЛЬСКА

«Собирательство, как болезнь…»

 

 

Собирательство - любительский подход к сбору определённого рода вещей, те которые понравились или чем-то "зацепили" или коллекционирование - профессиональное собирательство, в основе которого лежит изучение и систематизация определенных предметов по времени создания, отношения к направлению, стилю.

 

В древние времена человек, прежде всего,  собирал интересующие его предметы  для получения удовольствия, а не для вложения капитала или поднятия социального престижа.

 

То есть всякое собирание материальных объектов или художественных предметов исторического, познавательного, культового характера отражает особенности личности самого коллекционера. Как и люди абсолютно все разные, так и каждой коллекции свойственна внутренняя динамика. В ней прослеживаются этапы становления интересов, художественных вкусов и пристрастий собирателя.

 

На данной выставке представлены работы художников, которые тесно связанны с Подольском.  Одни родом из здешних мест, а  другие после учебы связали свой творческий путь с Подольскими Художественными Мастерскими. Вот и мое собирательство не могло начаться с иного. С детских лет живя и учась в Подольске так или иначе были встречи с работами художников на выставках, в библиотеках, во дворцах культуры.

Приобретение первой работы, небольшого пейзажа подмосковного уголка природы, положило начало этой "болезни".

 

В 1930 годах ХХ века зародилась художественная жизнь в Подольске. После окончания Великой отечественной Войны она получила бурное развитие. Художники Подольска следуя традициям русского реалистического искусства, не только продолжали их, но и сумели сказать своё  веское слово.

Даже "хрущевская оттепель" (1956–1962 годов) с открывшейся свободой, достижения отечественного искусства, прежде всего авангарда, нонконформизма, концептуализма, сурового стиля и освоение того, что тогда происходило на Западе американского абстрактного экспрессионизма или лирической абстракции в Европе, минимализма не смогли изменить творческие поиски авторов Подольска.

 

Каждая работа художника – это яркое впечатление от общения с натурой, которое перерождалось в выразительный образ.

Полотна мастеров привлекают чистосердечностью, поэтичностью, скромностью. В каждой работе чувствуется большой художник со своей   душой. И у каждого не громкое, не эффектное высказывание, а тихое, лирическое.

 

Но и подольские художники не стояли на месте в своем творческом  пути. Находясь в поиске, пробуя разные материалы, методы, способы передачи окружающего быта и мира, они внесли весомый вклад в развитие отечественного искусства.

 

Так Ю.В.Матушевский повлиял на формирование всемирно известной владимирской школы живописи 1960-х гг. Картинам характерны интенсивные, открытые цвета, декоративность композиций. Яркость цвета и условность формы, что присуще представителям этой школы, также оказало несомненное влияние на творчество многих художников СССР.

 

Н.Н.Данилин имел особенный колористический дар, способный подать зеленый цвет, в тончайших градациях. Поражает светоносность его этюдов, кажется, вобравших в себя неяркий свет солнца, чарующую тишину, и мягкую лиричность интонаций.

Для В.А.Васильева первичным в живописном плане являлось состояние природы – вечера, раннего утра или ночи, когда предметы не являются главными в данной момент, они теряют свои привычные очертания, а мир природы предстает пред нами не в визуальном аспекте, а как бы в сокровенной своей сути. В его работах именно цвет становится воплощенным духом самой природы, а животный мир или человек со своими действиями гармонично сливается, растворяется в цветовой гамме пейзажа.

Несмотря на малый размер офорты  С.М.Никиреева, мир в них представлен с космическими подробностями.  Казалось бы, ничего особенного не изображено на этих небольших листках плотной белой бумаги. Деревеньки и овраги, поля и дороги с лужами, деревья и кусты. Но чувствуешь такую любовь художника к миру, что кажется, даже в самый тяжелый час не все еще потеряно и не все уж так плохо вокруг; и увидишь, что цветет, как и прежде, по весне мать-и-мачеха и шумят деревья, и летают птицы и туман, окутывает дома, проникая в палисадники и огороды.

 

Рисунок фломастером оказался для И.Н. Воронова той частью творчества  где  он стал мастером. Техника, в которой не возможны исправления. Уверенная рука автора передает любовь, теплоту чувств, точность передачи увиденного мотива.

 

Подольск и окрестности, Академическая дача имени И.Е. Репина в Тверской области недалеко от Вышнего Волочка или Дом Творчества художников в Переславль-Залесском да и другие места навсегда стали для подольских авторов воплощением русской природы. Простые сюжеты пейзажей: старый сарай или дом деревенский, церковь, домашние животные около дома или на лугу рядом с лесом - все до боли знакомо, мило сердцу как собирателя/коллекционера, так и любого человека.